Описание основных узлов и механизмов

Блок цилиндров с основными компонентами коленчатого вала
Блок цилиндров с основными компонентами коленчатого вала

1 — Вкладыш первого коренного подшипника 2 — Болты крепления крышки коренного подшипника 3 — Крышки коренных подшипников 4 — Вкладыши третьего (упорного) коренного подшипника 5 — Нижние упорные полукольца 6 — Коленчатый вал
7 — Нижние упорные полукольца

болт м10

Блок цилиндров с компонентами установки коленчатого вала
Блок цилиндров с компонентами установки коленчатого вала

1 — Сальник
2 — Сегментная шпонка
3 — Установочный штифт
4 — Передняя крышка
5 — Уплотнительная прокладка 6 — Блок цилиндров
7 — Болт
8 — Фланец
9 — Маховик
10 — Задняя крышка
11 — Болт
12 — Держатель заднего сальника 13 — Сальник
14 — Промежуточный вал
15 — Уплотнительное кольцо 16 — Держатель сальника

Шатунно-поршневая сборка
Шатунно-поршневая сборка

1 — Поршневые кольца
2 — Поршень
3 — Поршневой палец
4 — Стопорные кольца
5 — Шатун
6 — Вкладыши шатунного подшипника 7 — Блок цилиндров
8 — Крышка нижней головки шатуна 9 — Установочный штифт
10 — Масляный жиклер
11 — Болт
12 — Болт

Головка цилиндров с компонентами клапанного механизма и привода ГРМ
Головка цилиндров с компонентами клапанного механизма и привода ГРМ

1 — Пробка маслозаливной горловины 2 — Уплотнение
3 — Шайба
4 — Гайка
5 — Шайба
6 — Крышка головки цилиндров 7 — Уплотнительная прокладка крышки 8 — Болт крепления головки 9 — Натяжной ролик
10 — Гайка
11 — Планка
12 — Зубчатое колесо распределительного вала 13 — Нижнее уплотнение шпильки крепления головки цилиндров 14 — Трубопроводы высокого давления 15 — Головка цилиндров
16 — Уплотнительная прокладка головки 17 — Свеча накаливания
18 — Форсунка впрыска топлива 19 — Крышка
20 — Зубчатый ремень привода ГРМ 21 — Кожух зубчатого ремня

Компоненты установки распределительного вала и клапанного механизма
Компоненты установки распределительного вала и клапанного механизма

1 — Крышки подшипников распределительного вала 2 — Гайка
3 — Распределительный вал 4 — Гидравлический толкатель 5 — Сухари разрезного замка 6 — Тарелка клапанных пружин 7 — Наружная клапанная пружина 8 — Внутренняя клапанная пружина 9 — Маслоотражательный колпачок 10 — Шайба
11 — Направляющая втулка 12 — Сальник
13 — Головка цилиндров
14 — Клапаны
15 — Уплотнение

Боковой разрез головки цилиндров
Боковой разрез головки цилиндров

1 — Канал вихревой камеры 2 — Вихревая камера
3 — Штифт фиксации положения вихревой камеры

Водяной насос
Водяной насос


1 — Болт
2 — Шкив
3 — Болт
4 — Водяной насос
5 — Уплотнительное кольцо 6 — Кронштейн
7 — Регулировочный болт
8 — Термостат
9 — Корпус термостата

Блок цилиндров


В чугунном литье блока проточены отверстия цилиндров и сформированы пять коренных опор коленчатого вала. Общий вид и порядок установки компонентов блока цилиндров представлены на иллюстрациях. Крышки коренных подшипников крепятся к телу блока специальными болтами М10. Третий (средний) коренной подшипник является упорным, воспринимает возникающие осевые нагрузки и ограничивает продольный люфт вала.


Коленчатый и промежуточный валы


Коленчатый вал откован из стали. Шейки коренных и шатунных подшипников подвергнуты тщательной полировке. На передней цапфе вала предусмотрены места под посадку зубчатого колеса ремня привода ГРМ и уплотнительного сальника первого коренного подшипника. Помимо коленчатого и распределительного в двигателе предусмотрен также промежуточный вал, передающий вращение от коленчатого вала к масляному и вакуумному насосам.


Шатунно-поршневая группа


Кованые шатуны имеют двутавровое сечение и прямой разрез нижней головки. В верхнюю головку запрессована бронзовая втулка. Нижняя головка разрезана посередине и укомплектована вкладышами шатунного подшипника. Правильное взаимное положение крышки шатуна и вкладышей шатунного подшипника обозначено накерненными метками (А). При установке на двигатель шатун должен разворачиваться метками (В) вперед. Крышка шатунного подшипника крепится к нижней головке болтами. В процессе выполнения капитального ремонта принято производить замену болтов крепления крышек шатунных подшипников.


Поршни отлиты из алюминиевого сплава и имеют плоское днище с выборкой под вихревой камерой. При установке новых шатунно-поршневых сборок следует проверить величину выступания поршней над поверхностью блока цилиндров с целью определения необходимой толщины прокладки. При величине выступания поршней от 0.66 до 0.86 мм устанавливается прокладка с одной меткой. При выступании 0.87 ÷ 0.90 мм - с двумя, и, наконец, при выступании 0.91 ÷ 1.02 - с тремя. При подборе прокладки должна проверяться величина выступания каждого из поршней. В качестве отправной точки берется максимальный результат.


Поршневой палец имеет плавающую посадку. Перед установкой пальца поршень следует разогреть до температуры 60°С. Фиксация пальца осуществляется посредством двух стопорных колец.


На стенке поршня выполнены три канавки под установку поршневых колец. В верхние канавки устанавливаются два компрессионных кольца, в нижнюю - маслосъемное. В процессе эксплуатации автомобиля допускается расширение зазоров в замках верхнего компрессионного и маслосъемного колец до величины 1.2 мм, нижнего компрессионного - 0.6 мм. Максимальный допустимый боковой люфт компрессионных колец составляет 0.25 мм, маслосъемного - 0.15 мм. При установке на поршень кольца разворачиваются замками под углом 120°, так чтобы ин один из замков не оказался на оси поршневого пальца.


Головка цилиндров


Общий вид головки цилиндров с компонентами клапанного механизма представлен на иллюстрации. Головка крепится к блоку десятью болтами с головками типа TORX. Порядок затягивания болтов аналогичен описанному для бензинового двигателя 1.6 л.


Крышка головки сажается на шпильки, ввернутые в опоры распределительного вала, и крепится тремя гайками.


Распределительный вал уложен в пяти опорах и располагается непосредственно над клапанами. Для привода клапанов используются оборудованные гидрокомпенсаторами клапанных зазоров толкатели.


Направляющие втулки и седла клапанов запрессованы в головку и относятся к числу сменных компонентов.


Клапаны установлены вертикально и имеют рядное расположение. Каждый клапан оснащен двумя пружинами, которые своими нижними торцами упираются в опорную шайбу, а верхними - в тарелку. Тарелка пружин фиксируется на клапане сухарями разрезного замка.


Кулачок распределительного вала упирается в толкатель не точно по центру, что заставляет клапан в процессе движения поворачиваться.


Клапаны подвергаются на заводе-изготовителе специальной обработке и в дополнительной притирке не нуждаются. В случае обнаружения дефектов клапаны (и их седла) подлежат замене.


Стальной распределительный вал вращается в пяти подшипниках скольжения, не оборудованных сменными вкладышами. Привод распределительного вала (и ТНВД) осуществляется зубчатоременной передачей. Усилие натяжения зубчатого ремня регулируется автоматически гидравлическим натяжителем. Замена ремня производится после снятия двигателя с автомобиля. При установке ремня необходимо добиться совмещения меток на зубчатом колесе коленчатого вала и блоке цилиндров/маховике и куполе сцепления, а также зубчатом колесе распределительного вала и крышке ремня, зубчатом колесе ТНВД и посадочном фланце.


В литой крышке головки цилиндров оборудована маслозаливная горловина, оснащенная герметично закрываемой резьбовой пробкой. Снизу отверстие заливной горловины закрыто маслоотражателем. Для крепления крышки к головки используются три гайки, закрытыми снаружи декоративными резиновыми или пластмассовыми пробками.


Водяной насос


Водяной насос по конструкции отличается от используемых на бензиновых двигателях. Насос устанавливается на кронштейне, к которому крепится корпус термостата с отводящим патрубком.

      Смотрите также

      Вентиляция и отопление салона
      Панель управления отопителем 1 – ручка регулировки температуры; 2 – ручка переключателя вентилятора; 3 – ручка управления заслонками отопителя; 4 – кнопка выключателя кондиционера; 5 – кнопка в ...

      Аккумуляторная батарея
      Крепление аккумуляторной батареи 1 – болт; 2 – кронштейн; 3 – держатель Крепление держателя аккумуляторной батареи 1 – держатель; 2 – гайки; 3 – болт Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛН ...

      Подготовка автомобиля к подъему на домкрате
      Для замены поврежденного колеса выберите ровную горизонтальную площадку. Неустанавливайте автомобиль на обледенелых и скользких поверхностях. Включитестояночный тормоз и переведите рычаг переключения ...